На заре производства моторов внутреннего сгорания все они были двухтактные в виду технологических ограничений. С течением времени технологии конечно же не стояли на месте, появилась система работы двигателя внутреннего сгорания состоящая из четырех тактов. Спустя очень короткое время производители лодочных моторов приняли ее на вооружение, так появились четырехтактные уже лодочные моторы. Казалось бы, надо переводить полностью все производство на 4-х такные моторы. Но все не так просто. И у тех и у других есть свои преимущества и недостатки, хотя четырехтактники постепенно вытесняют с рынка своих "малотактных" собратьев в большинстве своем из-за ужесточения экологических и норм и требований во все большем числе государств.
Если сравнивать их друг с другом, то у каждого имеются свои преимущества по отдельно взятым характеристикам, но и от недостатков никуда не деться. Рассмотрим основные отличия двухтактных и четырехтактных моторов, в нашем случае лодочных.
Двухтактные лодочные моторы:
- рабочий цикл мотора – 2-х тактный;
- упрощенное устройство двигателя;
- не дорогое техническое обслуживание;
- двигатель меньших габаритов;
- меньше стоимость;
- на 20 – 30 % меньше весит.
Четырехтактные лодочные моторы:
- рабочий цикл мотора - 4-хтактный;
- значительно дороже обслуживание;
- экологически чище;
- больший вес;
- расход топлива на 20% экономичнее;
-выше цена.
В 2-хтактном моторе совмещены две фазы выпуска (отработанной смеси) и впуска (рабочей смеси) – это приводит к тому, что уменьшается эффективность сгорания топлива. Из-за этого образуется ряд недостатков: увеличивается расход топлива, ухудшается КПД рабочего такта, возрастание вредных выхлопов. У 4-хтактного двигателя присутствует газораспределительный механизм, поэтому он превосходит двухтактный мотор в этом. Но за счет смещения двух фаз у 2-хтактного двигателя и отсутствия деталей газораспределительного механизма, мотор значительно легче и проще в обслуживании, а значит дешевле его себестоимость и техническое обслуживание.
Итак, выделим очевидные плюсы 4-хтактного двигателя: экономия топлива (до 20 % при идеальных условиях, чем и славятся моторы Хонда http://spyship.ru/motory/honda.html), более чистый выхлоп, меньше вибрация и шум (что особенно актуально для шкипера), не нужно смешивать бензин с маслом. Недостатки: около 20-30 % больше цена и вес, можно транспортировать только на одной стороне из-за возможности вытекания масла из картера, дорогое техническое обслуживание.