Правильный выбор винта к лодочному мотору позволит грамотно и бережно эксплуатировать двигатель, способствовать его длительной работе.
Основные параметры, на которые следует обратить внимание:
- Материал изготовления.
- Для подвесных лодочных моторов обычно используются алюминиевые винты. Изготовленные из сплавов этого металла, они проходят антикоррозийную обработку и имеют хорошие характеристики данного формата. Для повышения прочности алюминиевые винты имеют более толстые лопасти по сравнению, к примеру, с такими же из нержавеющей стали. Это несколько снижает их скоростные данные (примерно на 3 км/ч).
- Винты из нержавеющей стали прочны и эффективнее. По прочности они превышают алюминиевые примерно в 7 раз. Кроме того, они имеют более тонкие лопасти без ущерба прочностным качествам.
- Винты из композитных материалов. Не подвержены коррозии, имеют пожизненную гарантию на втулку.
- Диаметр и его шаг.
Диаметр можно замерить самостоятельно. У винта с парными лопастями он будет являться расстоянием между кончиками противолежащих лопастей. У трехлопастного достаточно измерить расстояние между центром втулки и кончиком любой из 3-х лопастей и умножить его на 2.
Дюймовое расстояние, которое преодолевает винт за один оборот – его шаг. Как правило, этот параметр обозначен. Винты с большим шагом предназначены для быстроходных и легких плавсредств, с меньшим шагом – для тихоходных лодок с большой массой. Для каждого нового варианта эксплуатации лодки нужен свой винт. Т.е. если предполагается использовать плавредство для рыбалки, буксировки спортсменов-воднолыжников, неспешных прогулок по реке - в каждой ситуации потребуется свой винт. При этом рекомендуется располагать дополнительным комплектом с крепежом на случай аварийной ситуации.
- Форма лопасти.
- Эллиптические или полусферические («круглое ухо»). Обеспечивают оптимальное соотношение скорости и тяги;
- Серповидные и полусерповидные имеют прямую выходную кромку лопасти. Такая форма лопасти не допускает вентиляции, за счет чего приобретается высокая скорость вращения.
- Винт с нулевым гребком. Его лопасть отходит прямо от втулки или перпендикулярно ей, что обеспечивает оптимальный подъем носа лодки при глиссировании.
Правильно выбрать винт получается чаще всего на практике. Если двигатель лодки имеет максимальные обороты при обычной загрузке и полном газе, то, значит, он подобран правильно. Если мотор развивает чересчур большие обороты, размер можно увеличить. И наоборот, при недостаточно больших оборотах, следует подобрать винт меньшего размера.